Корейское кино, нуар и боксирующие котики — рассказываем о десяти фильмах про бокс, которые станут для многих открытием.
Пазманский дьявол (Bleed for This), 2016
Самый «свежий» фильм в нашем списке. В России вышел в прокат в феврале этого года и остался почти незамеченным (в США он даже не окупил свой бюджет в шесть миллионов долларов). Между тем в продюсерах фильма значится мэтр киноиндустрии Мартин Скорсезе, а главную роль играет один из самых многообещающих молодых актёров Голливуда Майлз Теллер. Его горячо полюбили после роли в прогремевшей (во всех смыслах) «Одержимости». Для роли легендарного боксёра Винченцо Пазиензы актёр нарастил мускулы, а лента выдержана в нетипичном для энергичных фильмов про бокс философско-созерцательном ключе. Не спешите кричать «не в моём, с*ка, темпе!», а посмотрите один из лучших байопиков 2017-го.
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies), 2016
Ещё один пропущенный многими людьми маленький и скромный фильм из Финляндии. В российский прокат он вышел спустя год после громкого успеха на минувшем Каннском кинофестивале, где режиссёр (дебютант, между прочим) Юхо Куосманен получил приз за лучший фильм в программе «Особый взгляд». Что же так зацепило публику в этом чёрно-белом кино про реального финского боксёра, которому плевать на свою карьеру? Скорее всего, гостей Канн растрогала нежная интонация (и это в фильме про бокс), с которой режиссёр рассказывает о силе настоящей любви, он противопоставляет её фальшивости закулисья индустрии спорта. Не самый типичный фильм про бокс, но поэтому и особенно любопытный.
Татанка (Tatanka), 2011
Ещё один дебют. На этот раз постановщика Джузеппе Джальярди, который прославился в Италии интересным политическим сериалом «1992» (сейчас он работает над продолжением сериала, который называется «1993»). Что любопытного в «Татанке»? Во-первых, история молодого боксёра Мигеля, который вынужден выбирать между перспективой роста в криминальной среде и карьерой. Его роль играет Клементо Руссо — двукратный чемпион мира по боксу, в 2013-м он победил Евгения Тищенко. Во-вторых, одну из ролей исполняет харизматичный Реде Шербеджия. Он известен любителям творчества Гая Ричи как Борис Бритва из «Большого куша».
Кричащий кулак (Jumeogi unda), 2005
Ещё один участник Каннского кинофестиваля, он тоже получил там награду — от Международной федерации кинопрессы. Вообще, у некоторых людей от южнокорейского кино замирает сердце и начинаются приступы восторга, а тут ещё и революционный подход к повествованию. Вместо одного боксёра нам рассказывают историю сразу двух: молодого уголовника — он только что вышел из тюрьмы и выбрал спорт вместо криминала — и совсем немолодого ворчуна, в прошлом одного из лучших в своём деле. В конце они обязательно должны столкнуться на ринге в битве за звание чемпиона — вот тут зритель не понимает: как же так, переживать же приходится за обоих! Старого боксёра играет Чхве Мин Сик — он исполнял главную роль в самом, возможно, известном южнокорейском фильме «Олдбой».
Первая перчатка, 1946
Единственный отечественный фильм в нашем списке. Это комедия и к тому же один из самых любимых фильмов советских боксёров. Ещё один пример в кино о том, как порой недальновидно смешивать карьеру и любовь. Главный герой фильма — Никита Крутиков, непутёвый сибиряк. Ему пророчат лавры чемпиона мира по боксу, а вместо этого он хочет схватить любимую Нинку и уехать в Сибирь. В основном смех вызывают уморительные отношения Никиты и его настойчивого тренера, который всеми силами пытается отговорить подопечного от безумной затеи. Но рождённый романтиком боксёром быть не может (на самом деле нет). Возлюбленную Крутикова играет первая на то время красавица Советского Союза Надежда Бередниченко (вдова Петра Тодоровского), консультировал по спортивным вопросам Константин Градополов — он вывел в свет не одного чемпиона мира. Несмотря на жанр комедии, постановка боёв выполнена на достойном уровне.
Триумф духа (Triumph of the Spirit), 1989
Фильм гораздо более тяжёлый и трагичный, чем остальные. В основе лежит биография Саламо Аруха — легендарного греческого боксёра еврейского происхождения, главной надежды балканского бокса. В 1943-м его отправили в «Освенцим», там он был вынужден драться со своими товарищами, чтобы веселить офицеров СС и не попасть в газовую камеру. Хотя этот фильм несколько портит нарочитая сентиментальность и набор штампов, его стоит посмотреть хотя бы ради великолепного актёра Уиллема Дефо, который много раз доказывал, что способен убедительно сыграть даже табуретку.
Реквием по тяжеловесу (Requiem for a Heavyweight), 1962
В новом и, увы, довольно слабом фильме The Bleeder про реального прототипа Рокки Бальбоа Чака Уэпнера есть момент, когда герой сидит в кресле и смотрит свой любимый фильм «Реквием по тяжеловесу». Так вот, он действительно был одним из любимых фильмов боксёра, и можно понять почему. «Кровопускатель» (псевдоним Уэпнера) видел в истории про постаревшего боксёра Луиса Ривера — тот проиграл свой последний бой молодому спортсмену — моменты из своей жизни. Герой «Реквиема», которого сыграл двукратный обладатель «Оскара» Энтони Куинн, — ходячая развалина, он уже отжил своё, впереди него молодые и дерзкие. Но злоба на этот несправедливый мир, желание доказать что-то самому себе и окружающим, задетое самолюбие пробуждают в Ривере бойца, которого не пугает даже риск потерять зрения на ринге. Фильм такой же, как и его главный герой: его многие забыли, но он до сих пор способен дать жару даже таким мастодонтам жанра, как «Крид» и «Ураган».
Кто-то там наверху любит меня (Somebody Up There Likes Me), 1956
Слегка покрывшаяся пылью, но оттого вдвойне важная классика золотой эпохи Голливуда. Первая и ярчайшая роль совсем ещё молодого Пола Ньюмана, настоящего титана в актёрской стезе. И пусть он не получил «Оскара» за роль Рокки Грациано — известного человека в истории мирового бокса (именно он стал ещё одним прототипом Рокки Бальбоа), академики всё равно отметили фильм премией за великолепную операторскую работу. Этот фильм задал стандарт съёмки в фильмах про бокс. В фильме рассказывается история выдающегося человека, которого жизнь изрядно помотала: в армии был, в банде был, в тюрьме был, чемпионом мира тоже. Эту киноленту точно стоит смотреть, чтобы понять, как надо снимать биографические фильмы.
Подстава (The Set-Up), 1949
Ещё одна картина от режиссёра Роберта Уайза (фильм про Рокки Грациано тоже он снял). Он, кстати, снимал кино не только про бокс — у него есть, например, классическая фантастика «День, когда Земля остановилась» и хоррор о привидениях «Призрак дома на холме». Фильм «Подстава» повлиял на Мартина Скорсезе, который под впечатлением от образа главного героя сделал своего «Бешеного быка». «Подстава» смотрится особенно круто из-за мощного, почти хичкоковского надрыва и ожидания чего-то ужасного. Можно поспорить, что это больше криминальная драма, чем фильм про бокс.
Боксирующие коты профессора Уэлтона (The Boxing Cats [Prof. Welton’s]), 1894
Маленькая, милая и очень смешная немая короткометражка 1894-го про котов-боксёров. Да-да, в перчатках и на ринге. Режиссёром фильма выступил изобретатель 35-миллиметровой плёнки Уильям Диксон, он работал на «Чёрной Марии» — киностудии пионера кинематографа и изобретателя лампочки Томаса Эдисона. Технология фильма проста и примитивна, но и сейчас она смотрится вполне забавно.