9 и 10 сентября в Парке Горького и «Музеоне» в шестой раз пройдёт театральный фестиваль «Яркие люди». Мы поговорили с участниками фестиваля и узнали, в какой форме надо быть, чтобы успешно выступать (и как они поддерживают эту форму), и что делать тем, кто мечтает научиться эффектным трюкам.
Анна Цепеман
танцовщица, актриса, балетмейстер, участница постановки «Цветные сны»
Анна Цепеман — Я с детства занималась спортом, балетом, художественной гимнастикой, ходила в музыкальную школу. Я сразу знала, что свяжу свою жизнь с искусством, творчеством, театром. Сейчас я не только балетмейстер, тренер и наставник, но и участница различных постановок, мюзиклов, спектаклей. Играю в театре «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского.
Я тренируюсь каждый день — и для этого совсем необязательно ходить в спортзал. Я часто занимаюсь дома и стараюсь любую минуту проводить с пользой для тела: когда смотрю телевизор или читаю сценарии, тяну шпагат. Когда стою в планке, а моя четырёхлетняя дочка запрыгивает мне на спину, начинаю делать приседания «с утяжелением». Даже гуляя на детской площадке, успеваю качать пресс. Зимой всегда катаюсь на лыжах, коньках, сноуборде. Летом занимаюсь плаванием и сёрфингом.
Есть куча возможностей, студий, секций, где можно привести себя в форму. Кому-то нравится балет, кому-то тягать железо в спортзале, кому-то ближе стрип-пластика, главное — найти своё. Есть театральные кружки, куда могут прийти люди любого возраста и попробовать себя в любительских постановках. Но чтобы связать жизнь с профессиональным театром, надо всему учиться с детства. Актёр должен уметь и петь, и владеть техникой рукопашного боя, и танцевать «калинку-малинку», и скакать верхом на лошади.
Хорошая физическая подготовка, танец и актёрское мастерство помогают абсолютно во всём. Даже когда меня останавливают сотрудники ГИБДД, я выхожу из машины, начинаю танцевать, делать фуэте, говорить, что больше так не буду. И конечно, приглашаю в театр.
Михаил Инякин
занимается паркуром, участник постановки «Цветные сны»
Михаил Инякин — Я занимаюсь паркуром с 2007-го. Ещё десять лет назад не было никаких программ, тренеров, школ по паркуру, приходилось учиться всему методом проб и ошибок.
Чтобы начать выполнять сложные элементы, надо регулярно заниматься не меньше года и тренироваться примерно три раза в неделю. Когда занимаешься самостоятельно — как начинал я, — процесс идёт довольно медленно. Если же заниматься с тренером, всего за один месяц можно освоить базовые элементы, научиться быстро и эффективно перемещаться по городу. Пару лет назад я открыл свою школу паркура, куда может прийти каждый человек — вне зависимости от возраста и физической подготовки.
Паркур — это отличный способ держать себя в форме. При регулярных тренировках быстро уходит вес, укрепляются мышцы рук и ног, хорошо прорабатывается рельеф тела. И конечно, паркур развивает ловкость.
Кристина Батенева
гимнастка, ходит по натянутой проволоке, главная героиня постановки «Цветные сны»
Кристина Батенева — Я с детства занималась художественной гимнастикой, стала мастером спорта. Потом поступила в цирковое училище. Мало кто приходит сюда из профессионального спорта — большинство поступивших оканчивают цирковые студии. Но в любом случае уровень физической подготовки должен быть очень высоким. Когда я поступала, думала, что в качестве специализации выберу гимнастику. Я ей занималась больше 13 лет — это то, что я умею и люблю. Но на первом курсе студенты изучают все виды искусства: гимнастику, акробатику, жонглирование, эквилибристику и хождение по натянутой проволоке. Последнее меня так зацепило, что я выбрала это своим основным занятием.
Чтобы просто научиться ходить по проволоке шириной 14 миллиметров, мне понадобилось около двух недель. Но чтобы выполнять сложные элементы, нужно заниматься весь второй и третий курс — я тренировалась дважды в день. Мне очень помогает подготовка из художественной гимнастики: гибкость, координация, пластичность развиты у меня с детства. Многие элементы, выполняемые на проволоке, — вращения, колесо, шпагаты в воздухе, — тоже из гимнастики.
Если хотите этому научиться, имейте в виду: это особенно тяжело даётся тем, у кого плохая координация. Лучше начинать с хождения по слэклайну — специальной нейлоновой или полиэстеровой стропе, натянутой между стационарными объектами (станциями). Есть несколько рекомендаций, которых надо придерживаться. Важно держать спину — иначе не почувствуешь, где точка равновесия, а без этого на проволоке не устоять. Руки нужно держать поднятыми, но расслабленными. Сначала надо научиться стоять на одной ноге, поймать баланс, потом на другой, а уже после учиться ходить. Главное — почувствовать, как перемещается вес и как контролировать центр тяжести.
Есть различные студии, где учат основам циркового искусства, в том числе и ходить по проволоке. Но если вы решите заниматься этим профессионально, надо идти в цирковое училище.